Заключение
Рассмотрение различных аспектов авторитетности в различных сферах коммуникативной деятельности показало, что данная категория действительно является одной из фундаментальных категорий, конституирующих коммуникативный процесс. Основным назначением средств категории авторитетности является маркировка степени и возможности взаимного влияния коммуникантов.
Данная категория редко выражается в бинарных противопоставлениях типа авторитетный/неавторитетный. Характер отношений внутри данной категории, скорее, градуальный: более или менее авторитетный. Следует, скорее, говорить о большей или меньшей степени авторитетности.
Типология авторитетности включает прямую и косвенную авторитетность, авторитетность коммуниканта и авторитетность источника (речевого произведения). Остаточная авторитетность, исходно связанная с конкретным участником коммуникативного процесса, проявляется в речевых произведениях, общественно признанных (прецедентных) текстах, событиях, именах и т.п. Проявления категории авторитетности тесным образом связаны с явлениями интертекстуальности и прецедентности.
Авторитетность в рамках массовой социальной коммуникации часто проявляется как распределённый, делегированный, заимствованный, мифологизированный авторитет. Нередко для реализации собственной интенции используются приёмы коммуникативной мимикрии. Проблема авторитетности связана с вопросами авторства речевого произведения, ответственности отправителя и получателя за результат речевого взаимодействия.
Интересным, но впрочем и вполне ожидаемым, оказался вывод о том, что основные стратегии повышения или понижения авторитетности, установления или поддержания её являются достаточно универсальными для различных сфер коммуникации. Как составитель астрологического прогноза, так и автор прогноза научного используют сходные приёмы для того, чтобы получатели их сообщений поверили в достоверность предсказаний. Продаваемый товар рекламируется с применением тех же способов убеждения, что и политик, что и партия, что и учебное заведение. Хотя универсальные стратегии проявления авторитетности и несомненны, есть межгендерные, межкультурные, межвозрастные различия в их применении.
Авторитетность к тому же является динамической категорией. С одной стороны, авторитет не завоёвывается навсегда, его необходимо поддерживать, и именно в дискурсивной деятельности он создаётся и этой деятельностью поддерживается. С другой стороны, степень воздействия тех или иных авторитетов также не вечна, степень авторитетности является исторически обусловленной и изменчивой.
Включенные в данную монографию очерки категории авторитетности в различных сферах коммуникации не исчерпывают всех возможностей исследования маркеров авторитетности и дискурсивных эффектов их использования. За рамками данного издания остались проблемы авторитетности в педагогическом, семейном, бытовом дискурсе, в маргинальных сферах коммуникации, многие возрастные и гендерные аспекты. Достаточно интересные и многообещающие результаты могут быть получены в результате дальнейшего изучения межкультурных особенностей использования маркеров авторитетности на более широкой палитре языков и культур.
В.Б. Кашкин
Серия "Аспекты языка и коммуникации". Выпуск 4. - Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2008. - С.195-196.
© В.Б.Кашкин, 2008