Авторитетность и коммуникация
(коллективная монография)
Серия "Аспекты языка и коммуникации". Выпуск 4. - Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2008. - 216 с.
Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (Притчи 18 : 22)
Предисловие
Первый сборник серии «Теоретическая и прикладная лингвистика» вышел в 1999 году и был посвящен проблемам философии языка и сопоставительной лингвистики. Второй выпуск увидел свет в 2000 году под заголовком «Язык и социальная среда». В третьем – «Аспекты метакоммуникативной деятельности» – в 2002 году были собраны статьи, посвященные метакоммуникативным и метакогнитивным механизмам.
Во всех предыдущих выпусках редактор и авторы старались придерживаться монотематичности, все сборники предыдущих лет составлялись под заранее заявленную тему. Начиная с нынешнего, четвертого выпуска серия будет выпускаться в новом формате – коллективной монографии – и под новым названием: «Аспекты языка и коммуникации». Нумерация выпусков будет продолжена.
Четвертый выпуск серии выходит под заголовком «Авторитетность и коммуникация» и рассматривает проблемы коммуникативной категории авторитетности (власть слова, доверие к источнику сообщения, право на речь, речевое воздействие, авторитет и авторитетность в различных коммуникативных сферах и т.п.).
Авторство отдельных глав монографии распределилось следующим образом: вступительная глава В.Б. Кашкина посвящена обоснованию авторитетности как одной из ведущих коммуникативных категорий. В главе Я.Н. Еремеева категория авторитетности рассматривается с позиций диалогизма и речевого взаимодействия. В.И. Карасик в своём разделе даёт характеристику одному из типов авторитетной личности, описывая лингвокультурный типаж русского чиновника. А.В. Кирилина и Л.Н. Маслова в своей главе обсуждают гендерные аспекты авторитетности на примере устной научной коммуникации, а коммуникативным стратегиям авторитетности уделяют должное внимание О.А. Леонтович и И.И. Дубинина.
Ряд глав связан с проблематикой авторитетности в той или иной социальной коммуникативной сфере: научной (А.А. Болдырева), политической (О.В. Спиридовский), СМИ (Е.В. Сарафанникова), деловой (Т.В. Абрамова), рекламной (В.Б. Кашкин и Е.Ю. Дьякова). Авторитетности в сфере прогностического дискурса (предсказаний, прогнозов, гороскопов и т.п.) посвящена глава, написанная Е.Р. Савицкайте, а К.М. Шилихина в своей главе сообщает, каким образом ирония может способствовать повышению авторитетности.
Тема авторитетности не является закрытой как в общетеоретическом плане, так и в плане описания её проявления в различных сферах коммуникации, её типов и способов вербального и невербального выражения, межкультурных различий, личностного и социально-группового проявления и т.п. Авторы ждут продолжения дискуссии.
Наш сайт в Интернете: (http://tpl1999.narod.ru/).
В.Б. Кашкин