Яндекс.Метрика

Авторитетность и коммуникация

(коллективная монография)

Серия "Аспекты языка и коммуникации". Выпуск 4. - Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2008. - 216 с.

Продолжение серии научных трудов по филологии и теории коммуникации под редакцией доктора филологических наук, профессора В.Б.Кашкина "Теоретическая и прикладная серия лингвистика" (1999-2002) в формате монографий (или коллективных монографий), издаётся с 2008 года.

Монографии "Авторитетность и коммуникация" было присуждено I место в книжном конкурсе Российской коммуникативной ассоциации "Лучшая книга по коммуникативным наукм и образованию" за 2008-2009 академический год.

Авторитетность в научной коммуникации

 

  1. Структура авторитета

Авторитет (личности, группы людей, социального института) – это объективно существующее явление социальной действительности. Он возникает как следствие социальных потребностей и призван обеспечить эффективную деятельность по их удовлетворению.

Авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека по пути, желательному для носителя авторитета.

Формирование авторитета и его укрепление возможно только в процессе межличностной коммуникации, в ходе которой все участники общения одновременно и воздействуют, и подвергаются воздействию. При этом действие авторитета может выражаться как в преднамеренном воздействии, так и в непреднамеренном, непроизвольном внушении.

Таким образом, функционирование авторитета в процессе общения напрямую связано с конативной функцией языка, подчеркивающей направленность сообщения на получателя, воздействие на него. Успех и результат этого воздействия зависит от авторитета адресанта в глазах адресата.

С позиций лингвистики авторитет является способом влияния на адресата посредством выбора и реализации определённых дискурсивных стратегий и одновременно целью, а иногда и результатом воздействия на адресата.

Поэтому к традиционно выделяемым компонентам авторитета: профессиональному, личностному, социальному и ролевому (Андриади 1999), – целесообразно добавить дискурсный компонент, который актуализируется в выборе адресантами определённых стратегий речевого поведения, связанных с их социальным статусом, мерой обладания символической властью, различным правом на речь. Расширенная структура авторитета представлена графически на Рис. 1 (см. с. 89).

 

 

Рис. 1. Расширенная структура авторитета.

  1. Научный авторитет и маркеры авторитетности

Научный авторитет является сущностым свойством научного познания. Становление такого авторитета происходит в результате информационного взаимодействия субъектов научно-познавательной деятельности. Главной действующей силой механизма становления авторитета в научном познании является вера. Вера в себя и полученные результаты помогает субъекту вступать в информационные отношения, а разрешение сомнений субъекта оценки с помощью веры приводит, в конечном счёте, к становлению авторитета как творца научного продукта, послужившего причиной устранения сомнения (Степанов 2000).

В научном сообществе авторитет является

1) регулятором деятельности по производству нового знания;

2) основой для образования формальных и неформальных социальных институтов и организаций;

3) важнейшим компонентом процесса обучения и подготовки новых научных кадров;

4) средством осуществления преемственности в научном познании;

5) необходимым источником понимания.

Таким образом, повышение авторитетности научного дискурса (а как следствие и повышение авторитета его автора) является одной из стратегий современного научного общения.

В текстах научного дискурса категория авторитетности актуализируется в дискурсивных маркерах авторитетности: вербальных (термин, ссылка, вопросительная или восклицательная конструкция…) или невербальных (число, график, таблица…) приёмах, часто использующихся в научном дискурсе с целью воздействия на реципиента работы.

Для выявления этих маркеров был проведён лингвистический анализ 50 диссертационных работ и 50 резюме диссертаций, написанных на английском языке, а также 50 диссертаций и 50 авторефератов российских авторов.

В ходе исследования были выделены следующие маркеры авторитетности научного дискурса:

  1.  
    1. Ссылки на авторитет

  • автора работы:

Мы утверждаем о существовании жанра объявления (а не газетного объявления), который встречается не только в газете, но также и в других СМИ, которые соотносятся с публицистическим стилем.

I am a doctoral candidate in the Curry School of Education at the University of Virginia. My experience in multicultural work includes facilitating awareness workshops and classes for pre-service teachers, community groups, and student groups.

  • общественного мнения (ссылки на официальные данные о голосовании, на результаты социологического опроса, на народную мудрость – пословицы, поговорки и т.п.):

В пословицах и поговорках молчанию придается огромное значение: «Не спорь, молчи: рассердишь – круче перерву», «Доброе молчание – чем не ответ?», «Молчанье – знак согласия» и т.п.

A 1990 survey found that Americans made 425 billion visits to providers of unconventional therapy, of a cost of close to 13.7 billion dollars, with 10.3 billion being out of pocket expenses; as compared to 388 million visits to primary case physicians.

  • сведущих лиц, т.е. авторитетных экспертов, известных специалистов, знаменитых учёных данной области науки:

Как отмечает исследователь англо-американских газетных объявлений и рекламы Ф. Персбри, первое газетное объявление на английском языке и одно из первых объявлений вообще появилось в газете “The Continuation of Our Weekly News” за 1 февраля 1625 г. ...

Wayne Jonas, M.D., the director of the Office of Complementary and Alternative Medicine of the National Institute of Health (1992 NIH) gave following explanation of alternative medicine in 1995: “Complementary and alternative medicine is defined through a social process as those practices that do not form part of the dominant system for managing health and disease.

  1.  
    1. Специфическое выражение авторского «я»,

для которого характерно наличие двух тенденций: 1) обезличивание дискурса, 2) акцент на собственных достижениях:

Приведенная нами типология в определённой мере условна, однако она может, на наш взгляд, служить инструментом для анализа дискурса и его составляющих.

In the following chapters, musical examples are analyzed, structural reductions are demonstrated and original ornamentations by the author are added as illustrations of the principles and procedures discussed.

  1.  
    1. Оригинальное название:

Заимствования региональных и местных органов власти: опыт США, уроки для России

Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии

LINES FOR A VIRTUAL T[y/o]POGRAPHY: Electronic Essays on Artifice and Information

Borrowed or Stolen? A Study of Plagiarism in Religion with an Emphasis on Contemporary Religious Media

  1.  
    1. Необычная инициаль:

  • рассказ о сфере профессиональных интересов автора диссертации или причинах, повлиявших на выбор темы исследования

In the interest of intellectual honesty, it is fitting that I begin this work with my story.

  • вопрос, ответом на который являются результаты исследования

How will advances in communication technology affect architecture and its future?

  1.  
    1. Эпиграф:

  • афоризмы, древних или современных мыслителей, философов, поэтов:

В целом давно пересчитано все…

(Р.МРильке, 1926)

Only through the illumination of the past it is possible to understand the meaning of the present.

- - Goethe

  • цитаты из художественных произведений, поэзия:

Быть может, прежде губ родился шепот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящали опыт,

До опыта приобрели черты.

(О.Э. Мандельштам, 1934)

What is life?

Is it the flash of a firefly in the night.

Is it the breath of a buffalo in the wintertime.

Is it the little shadow which runs across the grass

and loses itself in the sunset.

- - Crowfoot’s last words (1890),

Backfoot warrior and orator

  • ироничные ремарки известных людей

The Theory in question has in fact been independently discovered 3 or 4 times over & must be true. Believe me.

- - W.S. Jevons in a letter to H.S. Foxwell, 1878.

2.6. Специальная терминология:

Существует более тридцати дефиниций окказиональных слов: слова-беззаконники (Е.А. Земская), слова-экспромты (К.И. Чуковский), слова-самоделки (Н.И. Фельдман), слова-метеоры (М.Д. Степанова), слова-однодневки (Г.И. Плотникова), индивидуально-авторские слова (Н.М. Шанский), индивидуализмы (Р.Ю. Намипюкова), индивидуальные образования (В.Н. Хохлачева), одноразовые неологизмы (Э. Ризель).

Uniform Resource Identifiers (URI) are both the simplest element of the Web architecture and the most important. URI have been known by many names: WWW addresses, Universal Document Identifiers, Universal Resource Identifiers, and finally the combination of Uniform Resource Locations (URL) and Names (URN).

  1.  
    1. Системность и статистика:

Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из 16 словарей на русском и немецком языках. Количество отобранных единиц анализа составило 1049 на русском языке и 1044 на немецком языке, в том числе: лексических единиц – 850 и 790. устойчивых сравнений – 27 и 37, пословиц и поговорок – 109 и 138, сентенций и афоризмов – 63 и 85 соответственно.

In an eight player game, when two players meet and start fighting, they will both be transmitting three times as much data, and the network will slow down to 8/1+1+1+1+1+1+3+3=8/12=66% of the normal speed. In a sixteen player game, when two players meet and start fighting, they will both be transmitting four times as much data, and the network will slow down to 16/14*1+2*3=16/20=80% of the normal speed.

  1.  
    1. Эмоциональность и образность:

  • лексические выразительные средства (оригинальные и образные эпитеты, развернутые метафоры, олицетворения и т.п.):

Функции языка в зеркале текстов массовой информации преломляются комплексом функций, связанных с ценностной ориентацией общества.

The Autonomous Benthic Explorer (ABE) can moor at a fixed location for long periods of time in a “sleep” mode and periodically awake, perform local survey by navigating within a short baseline acoustic transponder field, then reattach to the mooring.

  • синтаксические приёмы (параллельные конструкции, различные виды повторов):

Коммуникативная деятельность рождается из потребности, потребность выступает в виде макроинтенций.

The resource is not the storage object. The resource is not a mechanism that the server uses to handle the storage object. The resource is a conceptual mapping.

  • эмфатические конструкции, вопросительные, восклицательные предложения, повелительное наклонение:

Каковы критерии определения точности? Не является ли понятие точности вариантом правильности речи? Не является ли данное понятие синонимом понятия ясность? Можно ли классифицировать точность как грамматическую категорию текста, и каково тогда её место в системе других грамматических категорий?

From such principles, and such ignorance, Good Lord deliver the world!

  • графическое выделение:

The phrase Look and Feel is frequently used to capture the style of both the visual appearance (the output) and the physical interaction (the input) afforded by an interface – but to reflect the relative investment of effort on the output side versus the input side, the phrase should perhaps be written:

Look

and Feel

  1.  
    1. Элементы юмора и иронии:

Вера в науку как источник истинного знания порождает стремление придать любому виду знаний, порой достаточно полезных, статус научности. Появляются «науки» по уходу за детьми, по достижению счастливой совместной жизни и т.д., вплоть до «похоронных наук»

Конечно, нельзя передать поэму с помощью сигнальных флажков или текст Конституции посредством криптограммы.

 

The new machines promise to help us limited human beings to organize our memory and our communications with other people.

This dissertation is dedicated to my wife, who supported me during (not so short) time of my studies and to my daughters Alena, Lucie, and Petra, without whose constant assistance I would probably have finished it much sooner.

 

 

 

Рис. 2. Маркеры авторитетности научного дискурса.



  1. Типы авторитетности

По аналогии с исследованиями В.В. Дементьева (2000), говорящего о существовании непрямой коммуникации, – то есть, содержательно осложненной коммуникации, в которой понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпретативных усилий со стороны адресата, – нами были выделены два типа авторитетности – прямая и косвенная (непрямая).

Выделенные в результате анализа текстов диссертаций маркеры авторитетности научного дискурса были разделены на маркеры прямой и косвенной авторитетности (см. Рис. 2 на с. 96).

Промежуточное положение занимает специфическое выражение авторского «я». Этот маркер трудно отнести к прямой или косвенной авторитетности, поскольку он содержит внутреннее противоречие. С одной стороны для текстов диссертационных работ характерна обезличенность изложения (косвенная авторитетность), с другой – для соискателей важна удачная самопрезентация, акцентирование внимания на собственных достижениях (прямая авторитетность).

Частота обращения к маркерам авторитетности научного дискурса для каждого автора является индивидуальной, и всё же проведённое исследование позволило заметить, что нередко авторы диссертаций, формально следуя традициям научного изложения, подменяют официальную цель научной коммуникации (беспристрастное сообщение новой научной информации) своей личной (убеждение читателя в профессионализме и компетентности автора, оригинальности работы). В результате, тексты научно исследовательских работ выполняют, как правило, не только референтную функцию (функцию сообщения), но и конативную (функцию воздействия на адресата).

 

А.А. Болдырева

 

Серия "Аспекты языка и коммуникации". Выпуск 4. - Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2008. - С.88-97.

 

© А.А.Болдырева, 2008

 

Болдырева, Анна Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и технологии перевода Воронежского государственного технического университета; annaboldyreva@yandex.ru.

Создать бесплатный сайт с uCoz