Яндекс.Метрика

Теоретическая и прикладная лингвистика

Выпуск 3. 2002. Аспекты метакоммуникативной деятельности.

серия сборников (1999-2002) научных трудов по филологии и теории коммуникации под редакцией доктора филологических наук, профессора В.Б.Кашкина

с 2008 года продолжается выпуск в формате серии монографий (или коллективных монографий) под названием "Аспекты языка и коммуникации"

А.А.Кретов

Проблемы соотношения внутренней и внешней хронологии

 

В статье рассматривается методика внутренней реконструкции на примере глаголов зрительного восприятия.

The author suggests a technique of ‘inner reconstruction’ analyzing verbs of visual perception.


Проблемы соотношения внутренней и внешней хронологии мы рассмотрим на примере таблицы из статьи [Кретов 1979], в которой исследовалась деривационная парадигма объектных глаголов зрительного восприятия типа БЕЛЕТЬ, объединенных значением ‘являться зрению в каком-л. цвете’. Ядро этой парадигмы имело следующий вид:

  1.  
    1. виднеться в цвете’ – белеть, чернеть.

    2. слабо виднеться в цвете’ – белетьСЯ, чернетьСЯ.

    3. начать виднеться в цвете’ – ЗАбелеть, ЗАчернеть.

    4. начать слабо виднеться в цвете’ – ЗАбелеться, ЗАчернеться.

  1.  
    1. приобретать цвет’ – белеть, чернеть.

    2. начать приобретать цвет’ – ЗАбелеть, ЗАчернеть.

    3. начать слабо приобретать цвет’ – ЗАбелеться, ЗАчернеться.

    4. приобрести цвет’ – ПОбелеть, ПОчернеть.

Поскольку исследование ориентировалось на семантику зрения, к анализу были привлечены отадъективные глаголы со значением ‘виднеться в цвете’, имевшиеся в БАС-1, МАС-1 и картотеке автора, и их межсловные и внутрисловные производные. В результате была составлена таблица, в которой по вертикали располагались 29 прилагательных цвета, а по горизонтали – 8 членов деривационной парадигмы. На пересечении строк и столбцов ставился (+) или (–) в зависимости от представленности/непредставленности производного ЛСВ в словарях и картотеке автора. По соотношению плюсов и минусов 29 прилагательных были разбиты на 4 группы: к первой были отнесены 13 глаголов: БЕЛЕТЬ, ЧЕРНЕТЬ, СЕРЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ЖЕЛТЕТЬ, ЗЕЛЕНЕТЬ, СИНЕТЬ, АЛЕТЬ, СВЕТЛЕТЬ, ТЕМНЕТЬ, РОЗОВЕТЬ, РДЕТЬ, ПЕСТРЕТЬ), обладающие всеми членами парадигмы (за исключением системно заблокированных *ПОРДЕТЬ, *ПОПЕСТРЕТЬ ‘стать рдяным, пестрым’ и случайно не отмеченных словарями ЗАТЕМНЕТЬСЯ ‘начать слабо темнеть’ и РОЗОВЕТЬСЯ ‘слабо виднеться (о розовом)’).

Вторую группу составили 5 глаголов: ГОЛУБЕТЬ, РЫЖЕТЬ, РЯБЕТЬ, БУРЕТЬ, ПУНЦОВЕТЬ, которые отражают промежуточный этап вхождения глаголов в ЛСГ зрения. У этих глаголов отсутствуют возвратные формы, приобретение которых свидетельствовало бы о полном вхождении их в ЛСГ.

Третья группа, состоящая из 7 глаголов: ЛИЛОВЕТЬ, СИЗЕТЬ, СЕДЕТЬ, ЯСНЕТЬ, ЗОЛОТЕТЬ, ГУСТЕТЬ, ТУСКНЕТЬ, – отражает еще более ранний этап вхождения слова в ЛСГ. Этот тип характеризуется тем, что глагол не приобрел еще не только возвратных производных, но и производных со значением начала действия и приставкой ЗА-.

Четвертая группа (БАГРЯНЕТЬ, КРОВАВЕТЬ) и пятая (ОРАНЖЕВЕТЬ, ЧЕРВОНЕТЬ) представляют самое начало вхождения глагола в ЛСГ. На этом этапе слово еще не приобрело ни префиксальных, ни возвратных производных и обладает либо двумя основными значениями, как БАГРЯНЕТЬ, КРОВАВЕТЬ, либо всего одним – ‘виднеться в цвете’, как ОРАНЖЕВЕТЬ, ЧЕРВОНЕТЬ.

В заключение делался «вывод о возможности на основании изучения синхронного состояния языковой системы судить об истории ее формирования, точно так же, как на основании изучения и классификации одновременно существующих живых организмов – от одноклеточных до человека – мы судим об истории развития жизни на Земле» [Кретов 1979: 90-91].

И.В.Гете говорил: «В науке... нельзя, в сущности, ничего знать, а надо всегда делать» [Гете 1957: 394]. Этот афоризм справедлив в том плане, что осознание того, что мы делаем, приходит после того, как мы сделали. Так и к нам понимание того, что в этой статье предложена и продемонстрирована на конкретном материале методика внутренней реконструкции деривационных процессов и определения их относительной хронологии, пришло значительно позднее.

С дистанции в 15 лет видны и три принципиальные ошибки, допущенные в данной статье. Все они касаются отбора материала для внутренней реконструкции. Во-первых, первичная ориентация на значение ‘виднеться в цвете’ привела к искусственному ограничению материала и ошибочному выводу, будто бы значение ‘виднеться в цвете’ предшествует значению ‘приобретать цвет’. Во-вторых, та же внешняя по отношению к материалу ориентированность на глагол привела к исключению из рассмотрения прилагательных цвета, что помогло бы избежать ошибочного вывода о первичности значения ‘виднеться в цвете’. В-третьих, вывод о первичности значения ‘виднеться в цвете’ был сделан на основании всего двух примеров, требование же большего материала для выводов помогло бы заблокировать неправильное решение.

Таким образом, учет допущенных ошибок позволяет сформулировать три правила определения внутренней хронологии и направления деривации:

  1. к анализу должен привлекаться максимально полный материал: ограничения, налагаемые на него, должны диктоваться логикой самого материала, а не внешними по отношению к нему соображениями;

  2. деривационный процесс должен изучаться, начиная с непроизводных слов в их непроизводных значениях;

  3. выводы о направлении деривационного процесса и его внутренней хронологии не могут делаться на основании единичных примеров.

Проверим, насколько обоснованны были выводы о хронологии процесса, сделанные на основании синхронного материала, представленного в словарях. Для этого проанализируем, в каких отношениях находятся реконструкция внутренней хронологии деривационных процессов с данными внешней хронологии (временем первой лексикографической фиксации слова). Поскольку, в БАС-1 указывается лишь время фиксации лексемы, видоизменим таблицу из статьи [Кретов 1979] так, чтобы она также была ориентирована на лексему.

 

  Лексемы    

1

2

3

4

Итог

0/

ПО-

ЗА-

-СЯ

ЗА-СЯ

1   

 белеть

17 в.

14 в.

1847

14 в.

1847

2

чернеть

1704

*14 в.

1780

1794

1847

3

сереть

1794

1847

1860

1940

1860

+

4

краснеть

1731

1731

1731

1731

1731

(+)

5

желтеть

1704

1782

1771

1790

1790

6

зеленеть

1762

14 в.

1780

1704

1792

7

синеть

14 в.

1834

1860

1794

1834

8

алеть

1780

1860

1860

1806

1847

9

светлеть

1762

1847

1847

1704

1847

10

темнеть

1704

14 в.

1847

1794

1863

11

розоветь

1860

1939

1902

1970

1955

12

рдеть

1794

1794

14 в.

14 в.

13

пестреть

1762

1847

1939

1847

+

14

голубеть

1806

1847

1899

+

15

рыжеть

1704

1801

1860

+

16

рябеть

1794

1801

1847

+

17

буреть

1780

1782

1860

+

18

пунцоветь

 1961-Б  

 1960-Б 

 1955-Б  

+

19

лиловеть

1847

1952

1957

+

20

сизеть

1847

1959

+

21

седеть

1704

1782

+

22

яснеть

1704

1794

+

23

золотеть

1860

1960

+

24

густеть

1704

1847

+

25

тускнеть

1731

1834

+

26

румянеть

1704

1960

+

27

багрянеть

1704

1860

+

28

кроваветь

1834

0

29

червонеть

1965

0

30

оранжеветь

0

* Слово отмечено в словаре И.И.Срезневского [т.II, к.1330], но в БАС об этом не сообщается.

Данная таблица дает материал для интересных выводов. Во-первых, вся таблица делится на три неравные части: первые 13 строк, строки 14-27 и строки 28-30. В первой части данные внешней хронологии в подавляющем большинстве случаев противоречат реконструированной последовательности процессов. Во второй части, напротив, данные внешней хронологии последовательно и неукоснительно подтверждают данные внутренней хронологии (нарушение хронологии применительно к глаголу ПУНЦОВЕТЬ мнимое – оно объясняется алфавитным порядком следования томов. Поскольку производящий глагол и его производные впервые фиксируются одним и тем же словарем, их лексикографическая фиксация должна считаться одновременной). В третьей части просто нет материала для каких-либо выводов.

Из полученных данных следует чрезвычайно важный вывод, насколько нам известно, до сих пор не формулировавшийся: внешняя хронология достоверна лишь тогда, когда она современна фиксируемым ею лингвистическим процессам.

Когда словари XVIII – XX веков фиксируют слова, появившиеся в языке в XVIII – XX вв., их показания, по меньшей мере, не противоречат внутренней хронологии процессов. Когда же они фиксируют слова, возникшие задолго до времени фиксации (как это имеет место в случае с первыми тринадцатью глаголами), внешняя хронология может совпасть с внутренней только случайно, как, например, у глаголов СЕРЕТЬ и ПЕСТРЕТЬ.

Таким образом, данные внешней хронологии оказываются достоверными и показательными лишь в том случае, когда лингвистические и лексикографические процессы идут параллельно, т.е. когда речь идет о лексикографической фиксации сравнительно молодых лингвистических явлений. Когда же лексикографическая (и текстовая!) фиксация касается явлений, возникших в языке задолго до появления словаря (текста), внешняя хронология этих явлений носит случайный характер.

На материале новых лингвистических явлений данные внешней хронологии подтвердили данные внутренней хронологии в той мере, в которой был обеспечен правильный отбор материала для анализа: действительно, в первую очередь появляются производные с приставкой ПО- (группа 3), за ними – производные с приставкой ЗА- (группа 2) и уже затем – возвратные производные от бесприставочного глагола и глагола с приставкой ЗА- (группа 1).

Литература

  1. БАС-1: Словарь современного русского литературного языка (в 17-ти тт.). М.-Л.: Наука, 1950-1965.

  2. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию, Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

  3. Кретов А.А. ЛСГ глаголов типа белеть в аспекте ее исторического формирования // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1979. С.87-91.

  4. МАС-1: Словарь русского языка (в 4-х тт.). М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1957-1961.

  5. Срезневский И.И. Материалы к словарю древнерусского языка в трех томах. СПб, 1903-1912 (Репринт 1958 г.).

 

© А.А.Кретов, 2002

 

Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С.142-147.

 

Кретов, Алексей Александрович: Воронежский государственный университет, доктор филологическх наук, профессор

Создать бесплатный сайт с uCoz